Внимание!!! Все кто желает поддержать просветительскую деятельность "Великого Огня", могут направлять пожертвования на кошельки в системе WM - Z188556699944, R163291240127, U411086398198.  
ВЕЛИКИЙ ВОГОНЬ ВЕЛИКИЙ ВОГОНЬ
Обговорення питань, пов’язаних з язичництвом та інформації розміщеної на сайті ВЕЛИКОГО ВОГНЮ
 
Допомога :: Пошук :: Список учасників :: Групи :: Зареєструватись
Профіль :: Увійти, щоб переглянути приватні повідомлення :: Вхід


Украинская Баннерная Сеть
ПИФ. Инвестиционный фонд MMCIS investments
Представления о времени в традиционных обществах

 
Нова тема   Відповісти    ВЕЛИКИЙ ВОГОНЬ -> Absolute beginners
Попередня тема :: Наступна тема  
Автор Повідомлення
Радаслава



Репутация: +84/–5    

З нами з: 05.09.08
Повідомлень: 567

ПовідомленняНаписане: п'ятниця травня 03, 2013 5:22 pm    Тема повідомлення: Представления о времени в традиционных обществах Відповісти цитуючи

В традиционных обществах понятие времени было связано с представлением не о линейном направлении времени (из прошлого через настоящее в будущее), а, скорее, о его круговращении. Tíð у германских народов (ср. англ. tide) обозначает морской прилив, погоду; поскольку ár (англ. year, нем. Jahr) значил "урожай", то и это слово явно указывало на периодическую повторяемость. Русское слово "время" (исконно русское веремя) образовано от той же основы, что и вертеть; первоначальное значение сущ. время - "нечто вращающееся".

Вращение как переход одного в другое есть превращение. В латыни vertor - "вращаться, кружиться", но и - "изменяться, превращаться" (versis ad prospera fatis - "когда судьба улыбнулась" [букв.: "повернулась"]); verto - "поворачивать", но и - "обращать", "истолковывать" (напр., когда одно превращается в другое - по воле богов, разумеется - и когда необходимо истолковать это знамение: (quod) dii bene vertant! - "да обратят это боги во благо! [да примет это благоприятный оборот!] ). "Время, - пишет средневековый мыслитель Гонорий Августодунский, - не что иное, как смена (череда) вещей (событий)" (vicissitudo rerum) (De Imagine Mundi, II, 1-3).

Год, вообще время - не пустая длительность, но заполненность некоторым конкретным содержанием. В аграрном обществе календарь отражал последовательность сельскохозяйственных сезонов. У скандинавов май именовали "временем сбора яиц", октябрь - "месяцем убоя скота" (это название в шведском языке сохранилось до сих пор), декабрь - "месяцем случки скота". Лето называли временем "между плугом и скирдованием".

Восприятие времени было антропоморфно. Первое значение древнеисландского слова öld - "время, век"; другое значение - "человеческий мир, люди". Слово "мир" - veröld (англ. world), происходит от verr - "человек" и öld . С антропоморфностью времени связано отчасти и такое явление как человеческие жертвоприношения Снорри Стурлусон рассказывает о конунге Ауне, который продлевал себе жизнь, принося в жертву Одину своих сыновей; каждая жертва давала ему десять дополнительных лет жизни. По легенде, параллели которой можно найти у многих народов, древние свеи в период, когда время было недобрым для них, приносили в жертву своего вождя.

Öld -не хронологический век, насчитывающий определенное число сопоставимых по длительности временных отрезков. Век характеризуется своим содержанием, имеет моральный характер. В исландской песни "Прорицание вёльвы" предсказывается что перед концом мира "Братья начнут биться друг с другом, родичи близкие в распрях погибнут; тягостно в мире, великий блуд, век мечей и секир, треснут щиты, век бурь и волков; до гибели мира щадить человек человека не станет". Этот век морального упадка характеризуется терминами sceggiöld ("век секир"), scalmöld ("век мечей"), vindöld ("век бурь") и vargöld ("век волков").

В традиционных обществах историческая перспектива была иная, чем у нас. Прошлое населялось образами, тесно наслаивающимися, как бы одновременными, ибо не было свойственного нам ощущения поступательного движения человечества, его развития, перемен. Талантливый писатель Плутарх смело издал "сопоставительные"биографии: он брал римского деятеля и эллина, отнюдь не смущаясь, что герои избранной пары разделены несколькими столетиями. С нашей точки зрения, время динамично. Плутарх же относился к эпохам, в которые жили его герои, так же, как человек нашего дня к периоду, скажем, преобладания ящеров на Земле и к периоду их вымирания. Для Плутарха, для его современников, как и для живших позднее, Солнце всходило и заходило, раскачиваясь над извечно неподвижной Землей, подобно маятнику на постоянной оси: вперед-назад, вперед-назад. Видимое глазами человека убеждало его в неподвижности времени.
Даже сейчас в бассейне Средиземного моря сохранилось много памятников древних культур. Качество их - техника сооружения, совершенство форм и прочее - не только не было ниже уровня VI века, но порой и превосходило его. Подобные наблюдения без формулировок, з р и м о, доказывали людям VI века, что д в и ж е н и я времени будто бы и нет. О том же говорили письменные и устные предания, большая часть которых нам неизвестна. А известные как библия, убеждают читателя в необходимости ж д а т ь, чтобы вернуться к исходному месту - в рай с его очевидной неподвижностью законченного совершенства. Порвав с циклизмом языческого миросозерцания, христианство восприняло из Ветхого завета переживание времени как эсхатологического процесса, напряженного ожидания великого события, разрешающего историю, - пришествия мессии. Однако, разделяя ветхозаветный эсхатологизм, новозаветное учение переработало это представление и выдвинуло совершенно новое понятие времени. Христианское осознание времени опирается на три определяющих момента - начало, кульминацию и завершение жизни рода человеческого. Время становится линейным и необратимым.

Особенно ярким свидетельством стабильности жизни служили египетские памятники, которых тогда было больше, чем теперь, и находились они в лучшем состоянии. Поступательное движение времени отвергалось и священным писанием христиан, и философией Платона.
Христиане помнили обещания о Страшном суде, который, прекратив земную жизнь, сделает ненужной "видимую" вселенную. Иудеи уповали на Мессию, скорое пришествие которого тоже завершится покоем.
Род человеческий не чувствовал себя молодым. В Западной Европе было распространено мнение, что все ухудшается. И очень многие, наблюдая существующее, видели день вчерашний лучшим, чем текущий. Для одних в прошлом был рай, из которого само человечество изгнало себя легкомысленно-детским непослушанием богу. Для других - сиял Золотой век.
Подготовлявшееся как бы планомерно убеждение в близости конца вселенной достигло кульминации в конце Х века, выразившись в Западной Европе в массовом религиозном психозе: завтра Страшный суд! Причины стойкости идеологической надстройки объясняются закоснелой неподвижностью базиса.
В наше время чрезмерно преувеличивается трудность былых сухопутних сообщений. Однако и в VI и в XIX веках для передвижения служили те же лошади, те же повозки. Не леса, не горы, не реки, а разница в базисах предопределяла "раздел" Европы.
Свободный труд облегчал восточным славянам и тяготевшим к ним племенам воспринимать события как материальный результат усилий человеческой воли. Отсюда следуют и такие частности, как отсутствие понятия предопределения, фатальности, и ощущение движения, переменчивости времени.



1. ec-dejavu.ru/t/Time.html
2. Исторический комментарий к книге «Русь изначальная» Иванова
Догори
Переглянути профіль користувача Відіслати приватне повідомлення Відвідати сайт учасника
RebrovaInna



Репутация: 0    

З нами з: 02.04.16
Повідомлень: 20
Звідки: Rossiya

ПовідомленняНаписане: понеділок квітня 04, 2016 5:29 pm    Тема повідомлення: Представления о времени в традиционных обществах Відповісти цитуючи

просто поразительно мне иногда кажется, что человеку просто необходимо иметь визуальное представление времени
Догори
Переглянути профіль користувача Відіслати приватне повідомлення Відвідати сайт учасника MSN
Показувати:   
Нова тема   Відповісти    ВЕЛИКИЙ ВОГОНЬ -> Absolute beginners Ваш часовий пояс: GMT + 2 Години
Сторінка 1 з 1

 
Перейти до:  
Ви не можете писати нові повідомлення в цю тему
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі
Ви не можете редагувати ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете видаляти ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете голосувати у цьому форумі



smartDark Style by Smartor
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru
Український переклад © 2005-2006 Сергій Новосад